Родителям

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ГУМАНИСТИЧЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ 5—7 лет С РОДИТЕЛЯМИ НА ОСНОВЕ ИДЕЙ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ

17.11.2021
Ребёнок постоянно взаимодействует с окружающим миром на разных уровнях (семья, школа, общественные структуры), и каждый уровень оказывает на него опре¬делённое влияние.
развернуть

    Семья в системе разно­образных институтов и социальных групп является не просто важным, а необходимым, глубоко специфичным, в высшей степени действенным компонентом воспитания де­тей. Она оказывает наибольшее влияние на развитие детей. Важность семьи как ин­ститута воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится значительную часть своей жизни.

    Отношения с родителями являются фун­даментом всех других социальных связей ребёнка, которые ему предстоит устанав­ливать и создавать. В процессе общения с родителями ребёнок делится с ними свои­ми переживаниями, взглядами, стремится утвердить самостоятельность и взрослость, проверить свою гражданскую и моральную позицию. Эмоционально тёплые, стабиль­ные взаимоотношения ребёнка с родителя­ми, их взаимная привязанность — одна из основных предпосылок здорового душевно­го развития ребёнка [3; 4; 7].

   Народная педагогика — это совокупность знаний и навыков воспитания, которые со­ставляют целостную воспитательную си­стему, представленную в этнокультурных традициях, в народном поэтическом и ху­дожественном творчестве, устойчивых фор­мах общения и взаимодействия детей друг с другом и со взрослыми. Заключая в себе бытовую культуру воспитания, народная педагогика сохраняет общие черты, имею­щиеся в воспитательных традициях разных народов [5].

Богатый гуманистический потенциал, эф­фективность народной педагогики в реше­нии тех или иных проблем образования рас­смотрены в работах B.C. Болбаса, Л.Н. Воронецкой, А.А. Гримотя, И.И. Калачовой, А.П. Орловой, Л.В. Соколовой и др.

Анализ про­изведений фольклора позволил выявить в народных традициях воспитания следую­щие прогрессивные идеи для гуманизации взаимоотношений родителей и детей: основа взаимоотношений — любовь и забота роди­телей, дифференциация взрослыми спосо­бов и методов взаимодействия в зависимо­сти от возраста детей (бережное, трепетное отношение к ним в младенческом и раннем возрасте сменяется строгим и требователь­ным уже в дошкольном детстве), осуждение физического наказания, раннее приобщение детей к труду и предоставление самостоя­тельности, признание детьми авторитета родителей и проявление к ним любви, за­боты и уважения, ответственность детей за своё поведение и поступки.

Гуманистические взаимоотношения являются своего рода двусторонними и включают отношение детей к родителям и отношение родителей к детям. Причём взрослый играет ведущую роль во взаимоотношениях с ребёнком до­школьного возраста и задаёт их характер. В связи с этим возникает необходимость как проведения работы с детьми, так и организа­ции взаимодействия с родителями в целях содействия гуманизации взаимоотношений. Взаимодействие с семьями воспитанников по повышению психолого-педагогической компетентности родителей и включению их в образовательный процесс является одним из важнейших направлений работы учреж­дения дошкольного образования [2].

Аспект формирования культуры гума­нистических отношений детей к родителям направлен на решение следующих задач, предусмотренных учебной программой дошкольного образования: формировать осознание своей принадлежности к семье, своего социального «я», умение анализиро­вать своё поведение в соответствии с оцен­кой взрослого; развивать умения органи­зовывать взаимодействие с родителями в соответствии со своей социальной ролью на основе гуманности, чуткости, взаимопо­нимания, во взаимоотношениях со взрос­лыми применять способы самоконтроля и саморегуляции; воспитывать нравственные чувства, эмоциональную привязанность к родителям, любовь и уважение к ним [6].

В процессе взаимодействия с родителями решаются две группы задач:

  • информативные (содействовать форми­рованию представлений родителей о куль­туре гуманистических взаимоотношений, гуманистических идеях народной педагоги­ки в сфере воспитания);
  • обучающие (создавать условия для раз­вития способностей и умений родителей, способствующих гуманизации отношений с детьми: умения общаться с ребёнком, по­нимать его, устанавливать и поддерживать эмоциональный, физический, вербальный, зрительный контакты, проявлять свою лю­бовь к ребёнку и сохранять эмоциональную устойчивость и др.; стимулировать родите­лей к установлению детско-родительских от­ношений гуманистической направленности; ориентировать родителей на использование прогрессивных идей народной педагогики для установления детско-родительских от­ношений на гуманистических позициях).

Формирование представлений о куль­туре гуманистических взаимоотношений реализуется через формирование:

- знаний и представлений родителей о спо­собах проявления любви к своему ребёнку;

- знаний и представлений детей о спосо­бах проявления любви к родителям;

- представлений родителей о заботе, фор­мах и способах её проявления;

- представлений детей о заботе, формах и способах её проявления;

- представлений родителей об ответствен­ном и безответственном отношении к детям, об условиях, формах и методах воспитания дисциплины и ответственности у детей;

- представлений родителей о способах, формах и методах установления своего авторитета;

- знаний и представлений детей о распре­делении обязанностей в семье в соответ­ствии со статусно-ролевыми позициями.

    Формирование гуманистически ориенти­рованного поведения выражается в форми­ровании умения родителей осуществлять деятельность по воспитанию дисциплины и ответственного отношения у детей, умений детей выполнять возложенные на них обя­занности, применять способы саморегуля­ции и самоконтроля во взаимоотношениях с родителями, умения использовать различ­ные формы и способы проявления родите­лями любви к своему ребёнку (детьми — любви к родителям, родителями — заботы о ребёнке, детьми — заботы о родителях), формы и способы реализации родителями своей сферы ответственности, контроля и коррекции своего поведения.

    Стимулирование чувств нацелено на раз­витие умений участников взаимоотноше­ний оценивать свои эмоциональные пере­живания по поводу взаимно направленных проявлений любви, оценивать свои эмоцио­нальные переживания по поводу взаимно направленных проявлений заботы, умений оценочного отношения родителей к своему поведению и поступкам и их последстви­ям как авторитетных взрослых, предвари­тельного анализа возможных последствий своих действий по отношению к детям, эмоционально-оценочного отношения ре­бёнка к своему поведению и поступкам, анализа своего поведения в соответствии с оценкой родителей.

    Таким образом, методическое обеспече­ние процесса формирования культуры гу­манистических взаимоотношений детей 5—7 лет с родителями на основе идей народной педагогики представляет собой систему раз­нообразных форм и методов работы с детьми и взаимодействия с семьями воспитанников с использованием педагогического наследия народа. Так, в работе с родителями исполь­зуются интерактивные, консультативные, наглядно-информационные и совместные с детьми и педагогическими работниками формы работы. В работе с воспитанниками предлагаются различные формы специально организованной, художественной, игровой деятельности детей и общения: чтение, рас­сказывание, беседы, обыгрывание произве­дений устно народного творчества, состав­ление рассказов и др.

Использование накопленного народом педагогического опыта осуществляется по­средством применения сказок, колыбель­ных песен, пословиц и поговорок в работе с детьми, приобщения родителей к традициям воспитания в семье и ознакомления их с ме­тодами и средствами народной педагогики.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Дробышевская, В. 3. Детско-родительские отношения как компонент гуманистической культуры / В. 3. Дробышевская // Педагогиче­ская наука и образование. — 2018. — № 4 (25). — С. 41—46.
  2. Об организации в 2019/2020 учебном году образовательного процесса в учреждениях об­разования, реализующих образовательную про­грамму дошкольного образования, образова­тельную программу специального образования на уровне дошкольного образования, образова­тельную программу специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью // Прале-ска. - 2019. - № 8. - С. 28-53.
  3. Окулич, Н. А. Как стать успешным родите­лем : пособие для педагогов учреждений общего среднего образования / Н. А. Окулич ; под ред. М. П. Осиповой. — Минск : ИВЦ Минфина, 2015. - 192 с.
  4. Педагогика и психология семейного вос­питания / М. П. Осипова [и др.] ; под ред. М. П. Осиповой. — Минск : ИВЦ Минфина, 2008. - 360 с.
  5. Словарь-справочник по педагогике / авт.-сост. В. А. Мижериков; под общ. ред. П. И. Пид-касистого. — М.: Сфера, 2004. — 448 с.
  6. Учебная программа дошкольного образо­вания. — Минск : Нац. ин-т образования, 2019.
  7. Целуйко, В. М. Родители и дети: психоло­гия взаимоотношений в семье / В. М. Целуй­ко. — 5-е изд. — Мозырь : Содействие, 2010. — 224 с.
свернуть

Права и обязанности родителей